Вокруг света за инвестициями: как российский блокчейн-проект провел мировое роуд-шоу

Основанный в Санкт-Петербурге стартап Piligrim XXI уже пять лет успешно работает на европейском рынке. Для реализации нового блокчейн-проекта Arcona компании потребовались дополнительные средства. За 60 дней до старта ICO в апреле этого года команда стартапа побывала в США, Индии, Японии, Швейцарии и многих других странах. Об опыте компании рассказывает со-основатель стартапа Piligrim XXI и проекта Arcona Диана Сорина.

Диана Сорина, со-основатель Piligrim XXI и arcona.io

Мы никогда не жили на инвестиции: нашли для себя уникальную нишу — туристические проекты в области дополненной реальности и клиентов. Первый и последний раз стартап получил инвестиции в 2013 году, в год основания. Сумма была небольшая, $170 тыс. от Фонда предпосевных инвестиций Санкт-Петербурга.

За несколько лет мы сделали 8 проектов в шести странах Европы. Среди заказчиков были как администрации регионов, так и совсем небольшие компании, которые хотели развивать свой бизнес с помощью новейших визуальных технологий. Мы создаем парки дополненной реальности (AR), благодаря которым путешественники могут своими глазами увидеть исчезнувшие здания и исторические события в реальном времени и пространстве.

К примеру, мы реконструировали Бастилию в Париже — на том месте, где она была, и Помпеи в Италии — до того, как город был погребен под слоем вулканического пепла.

Как мы решились на роуд-шоу

За последние 3 года мы разработали собственные уникальные технологии в области дополненной реальности. В 2017 году у нас появилась идея – на базе наших решений создать универсальную платформу с помощью которой запускать AR проекты, не выходя из дома, сможет практически любой человек.

Скажем, вы находитесь в Москве, но с помощью нашей технологии можете создавать своих покемонов, Годзилл, драконов, организовать 3D шоу или построить виртуальный замок по всему миру. Управлять контентом и защищать правообладателей предполагалось с помощью блокчейна. Так появился проект Arcona.

Реализация масштабного проекта требует огромных средств. Хороший пример — Pokemon Go. Google, Nintendo и the Pokemon Company на старте проекта потратили около $30 млн на тщательно спланированную кампанию в крупнейших мировых СМИ.

Как мы открыли цифровую землю Америке

США лидер в мире по многим показателям, как по количеству банкоматов, где можно обменять криптовалюты, так и по суммам, которые собирают проекты (на данный момент это более $800 млн).

За последний год криптовалютами в Штатах начали интересоваться все, от студентов до артистов. Если брать Нью-Йорк, к примеру, здесь каждый день проходят обучающие мероприятия и лекции для тех, кто интересуется блокчейном. Их проводят как акселераторы, так и частные компании — и каждый раз зал полон.

Этот рынок был нам интересен, поэтому в Штатах мы провели собственную конференцию в Нью-Йорке, BlockchainMix. Она оказалось первым мероприятием в стране по блокчейну в дополненной реальности. Потом нам еще долго писали частные инвесторы, которые не успели туда попасть, и спрашивали, когда будет следующее.

Мы участвовали в нескольких мероприятиях в других городах. В Лос-Анджелесе и Пало-Альто люди на нашей презентации стояли даже в коридоре, причем они специально пришли послушать питчи блокчейн-проектов, одним из которых были мы.

В Азии время — деньги

Азиаты проводят 55% операций с биткоином, и крипто среда в регионе развивается очень активно. Здесь же находятся и самые крупные в мире крипто биржи. В результате одной из наших поездок в Гонконг мы заключили партнерское соглашение Gatecoin. Эта биржа регулируется законодательством страны и в случае любых непредвиденных ситуаций обязуется вернуть деньги инвесторам.

Мы получили в Гонконге инвестиции и знакомства, в том числе, с PWC, которым очень понравился наш проект. Так как их оценка качества очень важна на рынке, в дальнейшем она открывала многие двери.

Очень хорошее впечатление от Японии. Это крупнейший рынок, на который приходится почти 56% всех мировых сделок с биткоином. В Японии много мелких частных инвесторов, которые готовы подписываться и покупать токены прямо на стенде. На мероприятии все работало как часы, много было волонтеров и переводчиков. Японцы — фанаты биткоина, он есть даже у бабушек, так что не принимать эту криптовалюту неприлично.

Где в Европе хорошо

По количеству ICO проектов Великобритания занимает второе место после Штатов. К тому же, Лондон — финансовый центр Европы, где интересуются любым финтехом, поэтому у нас были высокие ожидания.

В действительности британские инвесторы настороженно относятся к криптовалютам. Они консерваторы. Аналогично в Швейцарии: деньги у них есть, но вкладывать они будут только тогда, когда рынок ICO проверят и зарегулируют.

Неожиданно продвинутой оказалась тусовка в Амстердаме. Там собрались настоящие крипто инвесторы: было приятно их слушать, потому что люди понимали, что такое блокчейн.

Про траву и венчур

В крипто-среде может случиться все, что угодно. В Штатах в феврале этого года был скандал: на одном из мероприятий инвесторов “накормили” травой: она была везде — в маффинах, в напитках. В меню это было указано, но кто читает меню?

Удачное мероприятие — это то, на которое приходит много частных инвесторов: они сами принимают решения. А вот в криптофондах лучше общаться с их владельцами или руководителями.

В среднем мы тратили $3,000 — 5,000 за одну конференцию вне зависимости от страны. Для нас самый лучший формат участия, который себя оправдал, быть спикером, выступать в качестве эксперта в индустрии. Это совершенно другой уровень. Как эсперты, мы бесплатно выступали на конференциях в Индии и на Кипре.

Мой совет для тех, кто готовится к роуд шоу — собирать как можно больше отзывов от тех, кто уже был в конкретной стране, на конкретном мероприятии. Но при этом надо быть готовым ко всему, к любому развитию событий.