BMW, Ford, GM и Renault вошли в блокчейн-консорциум для создания автомобилей будущего

Четыре крупнейших в мире автопроизводителя объединили усилия с поставщиками технологий и стартапами, чтобы сформировать крупнейший в истории консорциум, ориентированный на применение блокчейна в автомобильном секторе.

1 мая были объявлены учредители проекта, получившего название Mobility Open Blockchain Initiative (MOBI). В их число вошли BMW, Ford, General Motors и Renault, а также производители автозапчастей Bosch и ZF, корпорации Accenture, IBM и отраслевые блокчейн-группы Consensys и Hyperledger.

Несмотря на то, что в этом секторе уже существует ряд Proof-of-Concept (PoC) — реализаций идей ради демонстрации их целесообразности (в прошлом году IBM и ZF протестировали автомобильный криптокошелёк), консорциум MOBI выделяется своим масштабом, а также участием в нём групп, поддерживающих частные и публичные блокчейн-системы.

MOBI планирует создать общий стандарт распределённого реестра (блокчейн-сети) и программный интерфейс для проведения платежей и обеспечения обмена данными между автомобилями, организовав таким образом новую экосистему цифровой мобильности, которая значительно улучшит сферу автотранспорта от карпулинга (совместного использования транспортных средств, например как поездки на BlaBlaCar) до беспилотных автомобилей.

Крис Беллинджер, председатель и исполнительный директор MOBI, сказал, что ещё во время работы в Исследовательском институте Toyota после запуска нескольких стартапов и подготовки PoC он осознал необходимость создания консорциума.

Для продвижения концепции, по его словам, необходима децентрализованная бизнес-сеть. Он заявил Coindesk:

У вас действительно должен быть единый стандарт и единый способ для коммуникации автомобилей, идентификации участников и проведения платежей. Если каждая автокомпания попытается разработать свой собственный автомобильный кошелёк или собственный способ оплаты пошлин, получится Вавилонская башня; это просто не сработает.

Когда Беллинджер только запускал свой молодой консорциум, Toyota была единственной компанией, поддерживающей эту идею. Теперь MOBI поддержали крупнейшие компании отрасли, на которые приходится 70% мирового производства автомобилей.

Дэн Харпл, генеральный директор Context Labs, который тесно сотрудничает с Беллинджером, сказал, что первым шагом нового консорциума будет создание «минимально жизнеспособной экосистемы» для получения сетевого эффекта.

Работа начнётся с личных встреч между участниками и формирования проектных групп для таких областей, как идентификация транспортных средств и отслеживания данных, карпулинг, мобильная экосистема торговли и рынки данных для беспилотного и пилотного вождения.

В целом консорциум MOBI можно назвать первым скоординированным ответом автопромышленности на осознание ценности данных, производимых автомобилями, как ресурса, и того, что блокчейн поможет контролировать эти данные и управлять ими.

Тот факт, что такие данные не защищены конкретными авторскими правами, означает, что они попадают в хранилища крупных технологических компаний, которые становятся квазимонополиями и затем продолжают расширяться.

Но пока Apple, Google и Amazon борются за данные, которые производят автомобили, MOBI предлагает мощный инструмент для их децентрализации — блокчейн. После того как данные будут разделены, они смогут приносить пользу обществу за счёт повышения безопасности дорожного движения и уменьшения пробок. Беллинджер отметил:

Все хотят завладеть этими данными. У Apple есть Carplay, Аmazon внедряет Alexa в машины, у Microsoft Azure есть своя автомобильная система, как и у Google.

За день автомобиль может производить огромный объём данных, которые не принадлежат никому, а значит — крупным компаниям. Беллинджер хочет устранить эту проблему; он считает, что данные должны принадлежать только тем, кто их генерирует.

Речь идёт о данных, создаваемых самим автомобилем посредством считывания информации со множества датчиков, расположенных внутри и вокруг него. В настоящий момент подключённые к такой системе автомобили производят около 25 Гб данных в час, и ожидается, что эта цифра в будущем будет только увеличиваться в результате подключения всё новых транспортных средств, оснащённых технологиями дистанционного зондирования, такими как LIDAR (обнаружение, идентификация и определение дальности с помощью света).

Беллинджер говорит:

Благодаря таким датчикам автомобили будут производить огромные объёмы данных, работа с которыми, возможно, будет достаточно затруднительна даже с сетями 5G. Представьте себе картографирование в реальном времени с такой детальностью, что станет возможной доставка чего угодно с помощью робота прямо до двери чьей-либо квартиры или дома без заранее проложенного маршрута. Кроме того, могут присутствовать датчики погоды в режиме реального времени. Автомобили смогут «вести переговоры» с другими автомобилями о правильности маршрута, ценах на бензин, сборах за выброс углерода, количестве используемой энергии и т.д.

Все эти типы данных, если они буду правильно управляться и использоваться, могут сделать передвижение по дорогам намного более безопасным.

Google и Tesla сейчас продвигают и совершенствуют свои автомобили с автопилотом. Беллинджер полагает, что на «обкатку» такого подхода потребуется не менее полутриллиона миль, чтобы автономные транспортные средства стали действительно безопасными и могли справляться с любыми ситуациями в реальном мире, такими как проезд по городу бампер в бампер или движение по шоссе при проливном дожде. Блокчейн может помочь и здесь.

В Токио Беллинджер принимал участие в PoC стартапа BigChainDB, который использует блокчейн для создания прав собственности на данные, чтобы автопроизводители с его помощью могли разделить собранные данные и использовать их для улучшения алгоритма машинного обучения.

По словам Беллинджера, совместное использование этой информации — единственный способ ускорить процесс производства безопасных автономных автомобилей.

Он отмечает:

Ни одна компания не может быть близка к тому, чтобы располагать достаточным объёмом данных, и случится это очень нескоро… Как говорится, «данные где-то рядом», но никто ими не делится, поэтому день, когда мы увидим безопасные автономные автомобили, вероятно, наступит не так скоро, как хотелось бы.